Skip to content

Культура «вины» и «культура стыда» (Р. Бенедикт).

Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации, производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины". В отличии от европейца, которого тяготит вина, японцу ни исповедь, ни раскаяние облегчение не принесут. В своем поведении он ориентируется на мнение и оценку других и боится позора. Культура стыда - автор термина - Рут Бенедикт,"Хризантема и меч. Модели японской культуры" - модель культуры, при которой центральное значение придается переживанию стыда и позора. Многие восточные культуры построены на культуре стыда.

Быстрая помощь студентам

Связь стадий морального развития, по Колбергу, и стадий умственного развития, по Пиаже, наглядно представлена в таблице. Результаты этой работы значительны. Иначе говоря, в их мотивации выражены страх наказания и стыд перед окружающими, но не развито чувство вины. Но как связано развитие нравственного сознания личности с ее поведением?

Культура стыда, к которой, надеюсь, мучительно ищет дорогу наше общество, еще на родилась. И в зазоре между культурой страха и культурой стыда.

Социологическое понимание стыда, понятие и характеристика культуры стыда. Содержание поступков, вызывающих чувство С. Соловьев"Оправдание труда" впервые указал, что С. С точки зрения эволюционной можно считать установленным факт постепенного совершенствования идеи С. Стремление избежать чувства стыда можно назвать стыдливостью.

Стыд является регулятором и ограничителем человеческой деятельности, позволяющий соблюдать правила общественного и личного поведения. Психологическая реакция на стыд противоположна реакции на чувство вины: Чтобы избавиться от стыда, индивид должен доказать, что он не слаб, что он может победить того кто его опозорил. Стыд - несколько примитивная реакция, но чувство вины может возникнуть лишь тогда, когда у индивида развита совесть, то есть — иначе - когда он осознает и принимает моральные ценности своего круга.

Если стыд есть эмоция, то вина есть осознание, то есть продукт сознания и мышления. Если стыд функционирует на бессознательном, рефлекторном уровне, то вина — на сознательном.

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все.

Анализ регулятивов стыда, страха, вины предприняли Ю.М. Лотман, Противоположность культуры стыда и культуры вины стала.

При этом стыд — это результат нарушения определенных правил, норм, порядков. Вина — продукт индивидуального сознания. Вина в этом случае переживается личностью как разлад с собственной совестью, как результат нарушения приватных, внутренних установок. Впервые эти понятия были сформулированы в книге американского специалиста по культурной антропологии Рут Бенедикт"Хризантема и меч.

В главе"Нравственная дилемма" Р. Человеку стыдно действовать иначе, нежели принято. Неудобно перед соседями, перед членами прихода, перед товарищами по оружию. Он смотрит на себя глазами других.

Культура повседневности: учебное пособие

От культуры стыда к культуре вины Страшно впасть в руки Бога живого! В данной же главе речь будет идти о том, какие формы приняли эти идеи Гомера в эпоху архаики. Поскольку то, о чем мне придется говорить, должно быть понятно и неспециалисту, необходимо в первую очередь сделать более-менее отчетливыми различия между религиозными идеалами архаического века и позицией Гомера.

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом, которому сознаются в совершенных.

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений , накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом. По отношению к барину допустимы действия, которые внутри крестьянского мира считаются стыдными. Описания, основанные на выделении норм, нарушение которых в данном коллективе стыдно, и тех, выполнение которых диктуется страхом, могут стать удобной основой для типологических классификаций культур.

Соотношения этих двух типов нормирования поведения человека в коллективе могут существенно варьироваться.

3. Стыд как страх осуждения

В основе европейской культуры лежит понятие долга - перед государем, родиной, народом, наконец, перед Богом , которому сознаются в совершенных поступках. Основным же мотивом японцев является забота о собственной репутации , производимом на других впечатлении. Это устойчивая исторически сложившаяся психологическая установка японцев. Японец не мыслит себя вне семьи, общины, группы и потому ориентируется исключительно на эту группу, а не на высшие универсальные принципы. Так возник удивительный феномен японской культуры, ставшей"культурой стыда" в отличии от европейской"культуры вины".

Позднее понятие «культура стыда» использовалось по отношению . тат страха перед ожидающей внутренней болью, болью угрызений совести.

Ранее мы уже затрагивали некоторые присущие нормам межкультурные различия. Но так как поведение любого человека складывается из выполнения норм и их нарушения, следует обратить внимание и на психологические механизмы, используемые культурами при осуществлении социального контроля над соблюдением норм. Исследователи особое внимание обращают на значимость в конкретных культурах чувств страха, стыда и вины. Страх, как отмечает Юрий Михайлович Лотман, присущ не только человеку любой культуры, но и животным, но кроме страха существуют и специфически человеческие, сформированные культурой механизмы, гарантирующие соблюдение нравственных норм Лотман, В культуре, где принадлежность к определенной группе значит больше, чем сохранение индивидуальности, а главным механизмом социального контроля является стыд, у человека формируется привычка соотносить свои действия с моральными оценками окружающих.

У японца чувство стыда воспитывается с раннего детства с помощью апелляции к общественному мнению, высмеивания и бойкота: Японская мать неспроста пугает шалуна:

Соционический форум .

Так, например, половое влечение как потребность принадлежит природе, но после того, как оно подчиняется дополнительным запретам запреты на родство, место и время, по принципу наличия — отсутствия церковной или юридической санкции и пр. С психологической точки зрения, сфера ограничений, накладываемых на поведение типом культуры, может быть разделена на две области: В определенном смысле это может быть сведено к тривиальному различию юридических и моральных норм поведения.

Однако такое отождествление объясняет далеко не все. Однако и крестьянский мир внутри себя организуется стыдом.

Стыд как страх осуждения. что большинство известных культур можно разделить на два вида культуры вины и культуры стыда.

Исторические изменения в соотношении постыдного и внестыдного показаны на примере разных антропологических типов. Соловьев утверждал, что самоочевидность переживания стыда глубже самоочевидности картезианского мышления: Человек правильно видит себя только в минуты стыда - эту мысль высказывает К. Льюис уже в ХХ веке [ В этом отношении важную роль в формировании современной как западной, так и российской культуры сыграло понимание пространств постыдного и внестыдного в античном и средневековом обществах.

Древнегреческая крито-микенская культура — представитель ранних монархий. Ранние монархии — строго иерархизированные общества. Стыд здесь связан с отношениями в рамках иерархических отношений. Ее ценности индивидуалистичны, но этот индивидуализм не оторван от мира других, питается авторитетом других. Важнейшая ценность — стремление к героической жизни, к славе.

Стремление к славе — это стремление занять место в ближайшем мире современников и потомков.

Онлайн-семинар: «Самостоятельная проработка чувства стыда. Первичная сексуальность»

Published on

Жизнь без страха не просто возможна, а абсолютно доступна! Узнай как можно стать бесстрашным, нажми тут!